ЛИНЕАРИЗАЦИЯ УРАВНЕНИЙ ВОЗМУЩЕННОГО ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА
Прежде чем перейти к линеаризации уравнений возмущенного движения самолета (15.1), рассмотрим методику линеаризации нелинейных дифференциальных уравнений возмущенного движения произвольной динамической системы (см. 9.1)
= Уш (*- Уи У». • • Уп) (s=l,2………………….. и). (15.2)
Пусть невозмущенному (опорному) движению соответствует одно из частных решений уравнений (15.2) вида ys = у® (t). Подставляя это частное решение в (15.2), получим следующие равенства, отвечающие опорному движению,
-іг = М’. *?.*8…………. *£)• <15-3)
Будем считать, что кинематические параметры возмущенного движения уа мало отличаются от соответствующих параметров опорного движения у$ в одни и те же моменты времени
Уш = 05.4)
где Дys — малые отклонения (вариации) параметров движения.
Вычитая из каждого уравнения системы (15.2) соответствующие равенства (15.3) и имея в виду (15.4), получим
= Ks (/. „„ у2……………. уп) — Ys (<, у, у………………… р°). (15.5)
Разложим нелинейную функцию Y, (<, у1г уа…………….. уп) в ряд Тейлора по сте
жения) У»(і>Уі’ У2……….. Уп) = у*({> У°• УІ………….. Р°) + |
)о ** + ("ПН*у*+- + (ж)о Дг/" + (<* Лг/1’ |
пеням вариаций &ys в окрестности значений переменных у® (невозмущенного дви
где производные (dYsldyt)0…………. (дУ$/дуп)о, взятые в окрестности невозмущенного
движения; У* (<, Дyv Дуа, Дуп) — совокупность членов разложения выше
первого порядка малости.
Подставляя (15.6) в (15.5) и пренебрегая в первом приближении величинами второго и выше порядка малости (Y* « 0), получим линейные уравнения возмущенного движения произвольной динамической системы
где коэффициенты asl = (-§£-)0> …. asn =
Коэффициенты уравнений (15.7) будут переменными в случае неустановившегося невозмущениого движения и постоянными, когда невозмущенйое движение установившееся.
В соответствии с изложенной методикой линеаризации будем считать, что кинематические параметры возмущенного движения
самолета мало отличаются от параметров опорного движения в одни и те же моменты времени: V — V0 + AV, а = а0 + Да, •••, <*>х =
~ — t~ Д • • •
Здесь V0, а0, …, со£, … — параметры опорного (невозмущенного) движения; AV, Да, …, Асо% … — мальїе отклонения параметров возмущенного движения от их значений в опорном дгпжении.
— Условие малости угловых отклонений Ах позволяет принять cos Ах « 1, a sin Ах « Ах, где х : а, р, G, …
При линеаризации уравнений (15.1) будем пренебрегать произведениями малых отклонений как величинами рыше первого порядка малости.
Правые части уравнений 1—3 и 7—9 системы (15.1) разложим в ряды Тейлора по степеням отклонений (AV, Аа, …) в окрестности невозмущенного движения, сохранив при этом только величины первого порядка малости.
В качестве примера рассмотрим линеаризацию первого уравнения системы (15.1). Принимая массу самолета постоянной, получим
+ (ті1-). + ( тН’* + (тг), “ +
Так как в невозмущеином движении справедливо равенство т = Д®к, то линейное дифференциальное уравнение примет вид
= ДЭ+
+ Д0 + РІЇ дев 4- F6« ден + FPXK АР.. .,
рV _ / дрхк . . рР _ / ,dFxк .
*« ~ V dV /о………………. .** ~ дР )0′ ‘ »
Подобным образом можно провести линеаризацию остальных уравнений системы (15.1).
Обращаем внимание на то, что вид линеаризованных уравнений н значения коэффициентов FXK> F°^t… зависят от выбранного опорного (невозмущенного) движения, относительно которого рассматриваются отклонения AV, Да, Ар, …
Нл; Наиболее простым, но достаточно характерным является случай, когда в качестве опорного рассматривается прямолинейный устано — . вившийся полет без крена и скольжения. В этом движении V0 = = const; а0 = const; 0° = const; 4го = ф° = const; (Ї0 = у° = у ° = = 0; со£ — сор = со® = 0; 6“ = 6£ = 0 и, следовательно, F%K = 0; FIк = 0; fjк = 0; М%х — 0; М%у = 0и М%г = 0.
При линеаризации будем предполагать, что направление нормальной оси OXg выбрано таким образом, что в невозмущенном дви-
жении углы пути и рыскания 4го и |з° являются малыми величинами. Кроме того, приближенно будем считать, что влияние приращения высоты АН в возмущенном движении на аэродинамические силы и моменты и на тягу двигателей мало и учитывать его не будем.
После линеаризации уравнений (15.1) система линейных дифференциальных уравнений возмущенного движения самолета принимает вид
mAV = FvXKAV + F? KAa — h fH« ДЄ + ft АР+
+ FXK АР + FlBK A6b — f Fl"K A6„ + ..’., mV° A0 = Fh AV + * A-x + f]k Д0 + Др + f£ AP + F^ A6B — f
-і-гігдвн-ь….
~tnV° cos G° AW=FVZK AV + F°ZKAa + FZK Др + fJ? Aya + F% A6„ f • •
AL = cos G°AV — V° sin G°AG;
AH = sin G°AV + V° cos 0°AG;
A4 = — V° cos 6°А¥;
Jx A(ox — Jxy A&y = Мд* AV + Мд* Ad {- M%x Ap — f *4* Мд* Дсо* — f — M$c Ae>y -)- Мд* A6H -(- Мд* Д6* — j — ..
V ■ ct, p o)
JyAtiy — Jxy Av)x — M-Ry A К Мцу Да — f" Ap — f — Мд^ Aw* -(-
+ Mfty Atoу -f — Мд” A6H -)- Мд°Д6, -b • • • •
Jt Дев, = Мд, ДК + M д, Аа + Лід, Др + Мд, Да + Мд| Ato* — f-
+ Мд, АР + M& Двн + Л1д5 Д6В + .
АЬ — Да»*;
(15.8)[29] |
= А&х — tg G® Дю4 Да = ДО — Д0;
Если в качестве опорного движения рассматривать неустановив — шийся прямолинейный полет, то коэффициенты в уравнениях (15.8) будут переменными, а в случае установившегося — постоянными.
Полученную сложную систему линейных дифференциальных уравнений (15.8) можно разделить на простые подсистемы, которые можно исследовать независимо друг от друга.